Эксперты ОНФ: исполнение поручения Путина об аудите крупных инвестпроектов с госучастием надо оставить на контроле

Опубликовано: 18:00 / 28.05.2015
Система публичной оценки высокозатратных инвестиционных проектов в настоящее время практически не действует, поскольку аудит крупных инвестпроектов с госучастием проводится лишь в каждом восьмом регионе, что снижает возможности реализации общественного контроля над расходованием бюджетных средств в целях экономии. К таким выводам пришли эксперты ОНФ, проанализировав работу правительства по исполнению соответствующего поручения президента Владимира Путина.

Согласно «майскому указу» президента, с 2013 г. аудит всех крупных инвестпроектов с госучастием должен проводиться во всех регионах. В начале мая президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития раскритиковал практику ценового аудита инвестпроектов, реализуемых за государственный счет. Он подчеркнул, что использование механизма технологического и ценового аудита инвестпроектов всё еще носит единичный, формальный характер и не дает реальной экономии средств. Тогда как обязательный публичный технологический и ценовой аудит (ПТЦА) является одним из инструментов общественного контроля над расходованием бюджетных средств.

На первом этапе данная процедура проводилась для объектов сметной стоимостью от 8 млрд руб., а с 2015 г. – от 1,5 млрд руб. Правительство в докладе о выполнении поручения сообщает, что в 2013–2014 гг. был осуществлен аудит пяти инвестпроектов по строительству стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. (в Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде, Ростове-на-Дону и Саранске), четырех проектов, реализуемых ГК «Автодор», инвестпроектов крупнейших акционерных обществ, в том числе проектов РЖД, ФСК ЕЭС, «Русгидро», «Зарубежнефти», чья сметная стоимость превышает 8 млрд руб. В 2015 г. планируется провести аудит еще шести инвестиционных проектов ГК «Автодор», включая проекты строительства четырех пусковых комплексов Центральной кольцевой автодороги Московской области.

При этом в докладе правительства ничего не говорится об экономическом эффекте проведенных аудитов, также этих сведений не нашлось в открытом доступе.

Эксперты рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» провели мониторинг применения процедуры ПТЦА в регионах и выяснили, что регламентирующая ее нормативная база принята лишь в 10 субъектах. Это Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Чувашская и Кабардино-Балкарская Республики, Калининградская, Нижегородская и Тульская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Также эксперты отмечают, что в настоящее время интернет-портал «Общественный контроль над госкомпаниями», где публикуются сведения об инвестпроектах, действует в тестовом режиме, что затрудняет оценку его функциональности. Они считают необходимым разместить на сайте информацию о статусах анализируемых инвестпроектов, данные об организациях-аудиторах, «досье аудитора» и «досье проекта». Ведь основными пользователями результатов технологического и ценового аудита являются не только государственные компании или главные распределители бюджетных средств, органы исполнительной власти, но и экспертное и профессиональное сообщество, широкая общественность.

Эксперты указывают, что в докладе правительства отсутствуют сведения о реализации плана мероприятий («дорожной карты») поэтапного внедрения ПТЦА инвестпроектов субъектов естественных монополий, регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, хотя такое решение было принято самим же кабмином еще в сентябре 2014 г.

Рабочая группа ОНФ считает, что правительство должно рассмотреть возможность аудита крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за пределами РФ, а также планируемых к финансированию за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ).

«К сожалению, при подготовке текущего доклада так и не были учтены прошлогодние рекомендации наших экспертов. Мы настаиваем на том, что правительство должно предоставлять не столько формальные данные о количестве проведенных аудитов, сколько сведения о конкретной работе Минстроя и Минобрнауки по совершенствованию механизмов проведения подобных аудитов», – отметил член Центрального штаба ОНФ, руководитель Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития Кирилл Варламов, который принимал участие в разработке заключения рабочей группы ОНФ на доклад правительства.

Особые замечания экспертов Центра вызывают вопросы, связанные с механизмами проведения технологических аудитов проектов, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих производств.

«В существующих социально-экономических условиях крайне важно уделять внимание инвестпроектам такого рода, однако какой-либо публичной информации о соответствующей деятельности профильного научно-экспертного совета на официальном сайте Минобрнауки не представлено. Это может быть связано либо с полным отсутствием таких обращений за прошедшие два года, либо с ненадлежащим исполнением инициаторами инвестпроектов требований по обязательному аудиту», – считает Варламов.

Члены рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» отмечают, что исполнение поручения президента об аудите крупных инвестпроектов с госучастием следует оставить на контроле.

Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.

Источник: Общероссийский народный фронт.

Архив

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь