Рынок детского питания по-прежнему зависим от зарубежного сырья

Опубликовано: 15:00 / 01.06.2016
Исследования российского рынка детского питания демонстрируют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, отечественные производители представляют конкурентоспособную продукцию и по цене, и по качеству. С другой стороны, рынок детского питания зависит от сырья, в том числе импортного, валютная стоимость которого провоцирует общий рост цен. Эксперты предупреждают, что успешное развитие отрасли во многом зависит именно от решения сырьевого вопроса.

Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации совместно с исследовательским холдингом «Ромир» на основе анализа покупательского поведения 23 тыс. россиян в преддверии Международного дня защиты детей изучил динамику потребления детского питания в России. Исследование проводилось в рамках мониторинга обеспечения россиян качественными и доступными продуктами отечественного производства.

«Объемы покупок детского питания в натуральном выражении остаются стабильны. В денежном выражении рост составил 5% при сравнении результатов последних 12 месяцев с предыдущими. Таким образом, даже в условиях экономической нестабильности спрос на детское питание остается по-прежнему достаточно высоким», – отметила руководитель Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко.

Производители, в свою очередь, отвечают на повышенный спрос путем активного импортозамещения. Открываются новые производства детского питания, модернизируются и расширяются линии на действующих предприятиях. Например, в этом году в Курске на экспериментальном комбинате детского питания заработала линия по производству фруктового пюре «Агуша», которое ранее импортировалось в Россию. В результате среднесуточный объем производства продукции на предприятии возрос на 12,5 т и составляет 112,5 т. Благодаря импортозамещению и локализации отечественная продукция в полтора-два раза дешевле, чем у импортеров, поэтому покупатели все больше доверяют отечественным производителям, товар которых отвечает критерию цена/качество.

«Хотя здесь, безусловно, стоит оговориться по поводу национальной принадлежности производителей. Сегодня российский производитель - это предприятие, зарегистрированное в России и имеющее производство на территории нашей страны. В связи с этим продукция PepsiCo или Danone, произведенная на принадлежащих им российских заводах, считается отечественной», – отмечает Анна Заборенко.

Анализ товаров, представленных на прилавках магазинов, показывает, что 70% детского питания принадлежит четырем производителям: Danone (молочные и кисломолочные продукты)  – бренды «Тема», Nutricia; Nestle (смеси, каши); PepsiCo (смеси, молочные продукты, пюре, соки) – бренд «Агуша»; «Прогресс» (соки, пюре, вода) – бренд «ФрутоНяня».

Однако, как отмечают эксперты, несмотря на развитие рынка детского питания внутри страны, будь то российскими компаниями или представителями международных гигантов, производство до сих пор зависимо от сырья. Так, например, по данным Росстата и Федеральной таможенной службы, в России из-за падения курса рубля цены на поставляемые из-за границы рыбу, фрукты и овощи только в прошлом году повысились на 24%. Инфляция коснулась не только ввозимых продуктов питания, но и отечественных продуктов, которые изготавливаются из привозного сырья.

В среднем стоимость товаров в категории детское питание выросла за прошлый год на 18%. При этом острее всего почувствовали рост цен родители, чьи малыши питаются смесями, стоимость которых увеличилась на 21%. Оказалось, что в категории заменителей материнского молока импортеры заняли 90% рынка, так как в России отечественных производителей практически нет. Первопричиной этому служит то, что российского сырья для этих продуктов недостаточно, а таможенные пошлины на импортное сырье выше сборов на готовую продукцию.

Как показывают недавние опросы покупателей, проведенные Центром ОНФ по мониторингу технологической модернизации совместно с «Ромир», порядка 70% россиян признались в переходе на режим экономии в прошлом году. И даже при условии, что на детях, особенно малышах до трех лет, родители не экономят, тем не менее стратегии по оптимизации расходов проявляются даже в этой категории. В условиях сокращения доходов и одновременного общего увеличения расходов родители вынуждены находить пути, чтобы совместить потребности с возможностями.

Так, в прошлом году покупатели изменили подход к модели покупки детского питания. Российские родители увеличили частоту покупки детского питания, при этом сократив единоразовые объемы покупки. На данный момент в среднем покупается 550 г за один визит в магазин. Сокращается доля импульсных покупок.

В связи с экономической нестабильностью большинство российских родителей стали более чувствительны к промоакциям и скидкам на продукты детского питания. Только за последние 12 месяцев более трети продукции в категории (37%) было приобретено в рамках различных промо – ценовых и продуктовых.

Архив

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь