Опубликованы результаты гражданского мониторинга импортозамещения

Опубликовано: 11:00 / 22.07.2016

Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития представляет ключевые итоги гражданского мониторинга, проведенного в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения». Проект нацелен на организацию системы общественного контроля реализации планов импортозамещения в части обеспечения населения социально-значимыми товарами и услугами отечественного производства.

Реализацию планов импортозамещения традиционно рассматривают через вопросы, связанные с производством тех или иных товаров. Центром мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития (далее — Центр мониторинга НТР) предложено изучать процессы импортозамещения в России с противоположной стороны — с точки зрения обычного потребителя, который каждый день ходит в магазин и потребляет достаточно стандартный набор товаров.

При разработке методики и программы проекта были выделены три ключевые группы товаров: продукты питания, медикаменты и товары повседневного спроса. Для оценки степени влияния импортозамещения в этих сферах на конечного потребителя были сформированы пять контрольных показателей импортозамещения:

1. разнообразие;
2. стоимость;
3. страновое происхождение;
4. региональное происхождение;
5. потребительская привлекательность.

Анализ состояния контрольных показателей позволил увидеть не только частные проблемы, характерные для каждого из блоков, но выделить общие системные барьеры, которые препятствуют производителям социально значимых товаров во всех отраслях. Следовательно, преодолеть последние возможно, используя единый набор решений.

В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» экспертами Центра при непосредственном участии общественных активистов было произведено два замера состояния контрольных показателей относительно трех групп товаров: продукты питания (морковь, картофель, томаты, рыба, яблоки), медикаменты (Быструмгель / Кетопрофен, Вольтарен / Диклофенак, Гастрозол / Омепразол), моющие средства (российские марки стиральных порошков). Мониторинг проводится в 30 субъектах Российской Федерации.

Ниже предлагается на примере продуктов питания и лекарственных препаратов рассмотреть ситуацию с реализацией импортозамещения с трех сторон:

- цена;
- страновое происхождение;
- разнообразие.

При этом важно отметить, что результаты гражданского мониторинга представляют собой взгляд потребителя, общую оценку текущей ситуации, так как данные собраны в полях непрофессионалами и первоначально не подвергались сравнению со статистическими показателями.

Цена

Здесь можно видеть сравнение стоимости отечественных и импортных товаров в соответствии с обозначенными группами: продуктовая корзина и лекарственные средства. Моющие средства в данном блоке не учитываются, так как в ходе замеров рассматривалось только разнообразие отечественных моющих средств, без сравнения цен с импортными производителями. Под стоимостью продуктовой корзины в данном случае понимается сумма цен на исследуемые товары. Учитываются суммы средних цен.

Можно видеть, что стоимость как продуктовой корзины, так и лекарственных средств отечественного производства значительно ниже стоимости импортного производителя. Продуктовая корзина от отечественного производителя в среднем ниже по стоимости на 23 %, лекарственные средства на 124 %.

Таким образом можно сделать вывод, что на текущий момент, когда введены секторальные ограничения на ввоз зарубежных товаров, отечественные остаются доступными по цене. При этом возникает вопрос, а может ли российский производитель при тотальном ограничении импортной продукции произвести достаточное количество товаров для потребления, то есть возможна ли полная замена товарами отечественного производства без дефицита, без потери качества, а самое главное без роста цены?

График 1. Цены продуктовой и лекарственной корзины: отечественные и импортный производители (осень 2015 г.)

График 1.jpg

График 2. Цены продуктовой и лекарственной корзины: отечественные и импортный производители (весна 2016 г.)

График 2.jpg

Разнообразие

Здесь предлагается рассмотреть распределение представленных товаров в магазинах в соответствии со страновым происхождением. Разнообразие товаров отечественного и импортного производства оценивается по индексу импортозамещения, который рассчитывается как отношение количества отечественных видов товаров, представленных в магазинах, к количеству импортных видов товаров (в %). На графике представлено изменение индекса импортозамещения для пяти исследуемых категорий продуктов питания, для продуктовой корзины в целом и для лекарственных средств. Цветом выделено, где отечественный производитель не покрывает импортного. 

Таблица с процентами.jpg

График к таблице с процентами.jpg

Только у исследуемых видов лекарственных средств значение индекса увеличилось, что говорит об увеличении доли отечественных лекарств. У всех исследуемых видов продуктов питания индекс импортозамещения снизился. Максимальное снижение зафиксировано у картофеля. Это говорит об отсутствии мощностей у российских производителей перекрыть товары импортного производства или иначе говоря, предложить прежнее разнообразие товаров потребителю, отказываясь от импортного производителя.

Страна

Последний блок относится к страновому происхождению представленных товаров. В среднем по стране продуктовая корзина состоит из товаров импортного производства на 20 %, отечественного — 41 %, остальные 39 % — без указания страны производителя (весна 2016 года).

Данные о распределение по федеральным округам можно представлены в таблицах ниже. В целом, полученные результаты показывают положительные тенденции, то есть товары отечественного производства на российском рынке превалируют над товарами импортного производства. Но важно сделать несколько замечаний: на части продуктов питания, представленных в магазинах, просто отсутствуют бирки с указанием страны производителя. Долю таких товаров мы можем видеть в таблице 1. Касательно лекарственной корзины в расчет берутся базовые группы лекарств, не учитывая более сложные, выписываемые по рецепту и предназначенные для более сложного лечения.

Таблица 1. Доли продуктов питания на рынках федеральных округов. Стрелками показана динамика изменения доли отечественных продуктов питания

Таблица 1.jpg

График 3. Доли продуктов питания на внутреннем рынке России (осень 2015)

График 3.jpg

График 4. Доли продуктов питания на внутреннем рынке России (весна 2016) 

График 4.jpg

Таблица 2. Доли лекарственных препаратов на рынках федеральных округов. Стрелками показана динамика изменения доли отечественных медикаментов

Таблица 2.jpg

График 5. Доли лекарственных препаратов на внутреннем рынке России (осень 2015)

График 5.jpg

График 6. Доли лекарственных препаратов на внутреннем рынке России (весна 2016)

График 6.jpg

Таким образом, рассматривая на потребительском уровне процесс импортозамещения в России, можно увидеть положительную картину, а именно: цена на товары отечественного производства значительно ниже, чем от импортного производителя; большая часть представленных товаров производится российским производителем.

Но возникает ряд проблемных вопросов, которые находятся уже на более глубоком уровне:

- А сможет ли российский производитель заполнить «полки в магазинах» в соответствии с необходимыми потребностями потребителя, не создав дефицит, не потеряв качество, а главное низкую цену?
- Действительно ли производителем является Россия, если это указано на этикетке товара?
- Всегда ли товар на 100% отечественный с учетом сырья, оборудования, технологий?

В рамках настоящего исследования было проведено 8 общественных слушаний в 8 регионах страны, где представители бизнеса, власти, общественные активисты делились своими проблемами, трудностями и достижениями. Результаты общественных слушаний отражают отношение широкой аудитории к ключевым проблемам производственного сектора: управление, сырье, инфрастуктура, технологии. 

Управление

- Раскоординированность мер поддержки, действий федеральных и региональных органов исполнительной власти по отношению к производителям.
- Нерелевантные КПЭ федеральных и региональных программ импортозамещения.
- Несбаласированные планы федерация-регионы, регион-регионы соседи и пр. 

Сырье

- Отсутствие российского сырья: семена, волокно, нет лекарственных субстанции.
- Есть субсидии, но они бесполезны, так как нет высококачественного сырья.  
- Дорогостоящее импортное сырье, что автоматически увеличивает цену на конечные продукты.
- Дорогостоящее российское сырье, также имеющее в цене импортный след.

Инфраструктура

- Отсутствие на производствах необходимого оборудования для импортозамещения.
- Отсутствие отечественной производственной инфраструктуры для производства оборудования.
- Отсутствие инфраструктуры для реализации произведенных продуктов, затруднён доступ в торговые сети. 
- Отсутствие трудовых резервов.

Технологии

- Отсутствие доступных российских технологий.  
- Отсутствие работающих патентов.
- Отсутствие конкурирующих технологий в сравнении с зарубежными.
- Отсутствие технологий для реализации произведенных продуктов.

Для решения перечисленных системных проблем участниками общественных слушаний были обозначен ряд стратегических решений.

Усиление координации на федеральном, региональном и межрегиональном уровне

Планы, программы, меры поддержки импортозамещения на федеральном и региональном уровнях должны максимально согласовываться и балансироваться. Да, сейчас нет системы централизованного планирования, которая в советское время была способна поставить чёткие цели, показатели и задачи, а также сбалансировать ключевые ресурсы: деньги, материалы, оборудования, рабочую силу на всех уровнях экономической системы. Однако современные сетевые технологии планирования и координации позволяют, если не на начальном этапе, то на этапе исполнения планов и программ, уточнять их, достигая лучших эффектов.

Объективно государство, регион, муниципалитет должны поддерживать ровно то, что обеспечивает функцию безопасности в широком смысле, устойчивость технологических цепочек, перспективные рынки и занятость населения в создаваемых ВРПМ.

На одном из круглых столов прозвучала идея, что региональные власти должны не рассматривать поступающий поток проектов на предмет поддержки, а проактивно формировать заказы на инвестиционные проекты в рамках программ развития территорий, импортозамещения и пр. Региональные власти вполне могут определить, какие отрасли, сферы деятельности, экономические характеристики они более всего ждут, а потом выбрать и поддержать лучшие предложения от бизнеса.

Потребкооперация, кооперация в широком смысле

Сельхозкооперация, потребкооперция – те инструменты, которые необходимо воссоздавать на новом технологическом витке, решая тем самым целый букет проблем малых сельхозпроизводителей. Только через такие инструменты возможно выстроить целостные цепочки «производство малых хозяйств-кооперация-переработка-сбыт».

Кооперация, интенсивное сетевое взаимодействие должно стать ключевым инструментом развития производственного сектора: консорциумы предприятий одной отрасли для получения общей базовой технологии на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, потребкооперация, консорциумы поставщиков промышленной продукции в интересах крупных потребителей (решение проблемы объёмов поставки), консорциумы крупных корпораций, инвестирующих в создание общих поставщиков оборудования, сервисов и пр. Например, подобные формы кооперации способны преодолеть проблему обязательной сертификации поставщиков для крупных государственных корпораций, о которой нам часто говорят.

Технологическое развитие

Задача обеспечения технологического суверенитета РФ проявляется всё более остро, отсутствие внутри страны современных технологий ограничивает способности к локализации выпуска товаров, не позволяет обеспечить экспорт товаров. На январском совете по науке и образованию президент подчеркнул, что наличие собственных технологий – ключевой фактор суверенитета и безопасности нашей страны. 

Даже в темах продовольственной и лекарственной безопасности наличие собственной научной школы является критически важным. Современное сельское хозяйство — это не то же самое, что и сто лет назад: что-то засеяли и собрали. Сегодня это высокие технологии с зерном, с удобрениями, средствами защиты растений, с технологиями выращивания и так далее. И сейчас наше сельское хозяйство во многом зависит от поставок и технологий, которые разрабатываются не внутри страны.

Цифровизация

Необходим технологический рывок, цифровизация, системная цифровая модернизация бизнес-процессов, процессов проектирования, производства, сбыта. Необходимо уменьшить масштабы поддержки создания низкотехнологичных малых и средних предприятий, находящихся в третьем, максимум четвёртом техноукладе. Поддерживая примитивный сервис, обрабатывающее производство родом из начала прошлого века мы генерируем низкопроизводительные рабочие места, а не работаем на цель создания 25 млн. ВПРМ. Необходимо стимулировать прежде всего предпринимательскую активность в сфере высоких технологий, современных производственных технологий.

Но если мы говорим про экспорт, мы должны говорить о конкурентоспособности предприятий и их продукции. Сейчас конкурентоспособность без высоких и цифровых технологий просто немыслима. Индустриальный интернет, системы обработки больших данных, цифровые системы проектирования и производства позволяют резко сократить циклы запуска новой продукции на производство, снизить количество брака, повысить экономическую эффективность производств.

Экспортоориентированность

Много говорится про отсутствие поддержки экспортных контрактов, экспортного финансирования и страхования, то, что отечественные производители не выдерживают конкуренцию с западными поставщиками, имеющие возможность кредитовать поставки под очень низкий процент. При этом экспортная ориентация, как МСП, так и крупного бизнеса и поможет обеспечить качество продукта, которое у нас начинает хромать от протекционизма или более комфортных условий ослабления национальной валюты и пр.

Придать устойчивость национальной экономике возможно созданием крепкого костяка малых и средних производственных компаний, действующих на локальном и зарубежных рынках. Опыт ряда европейских стран, Японии показывает, что такие компании могут обеспечивать до 40% экспортной выручки страны, производить значимый объём инновационной продукции, активно сотрудничать с научными учреждениями и университетами.

Архив

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь