В законодательстве должно обязательно учитываться право пациента на получение дистанционной медпомощи
Опубликовано: 13:00 / 26.05.2017
По официальным оценкам, в России не хватает более 30 тыс. врачей, а в некоторых регионах медучреждения укомплектованы кадрами лишь на 60%. При этом текущий уровень развития информационных технологий в области охраны здоровья уже сегодня позволяет удаленно в ряде случаях провести диагностику заболевания, корректировать лечение и контролировать состояние здоровья пациента. В связи с этим будущий закон об использовании телемедицинских технологий обязательно должен учитывать право пациента на получение дистанционной медицинской помощи, считают эксперты Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития.
В ходе последнего послания Федеральному собранию президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин особо подчеркнул, что телемедицина должна предоставить населению возможность получать консультации специалистов ведущих федеральных и региональных медицинских организаций. «Суть телемедицины – в оперативном взаимодействии между врачом и пациентом. Внедрение телемедицины должно позволить пациентам получить оперативную и квалифицированную медицинскую помощь, где бы они ни находились», – пояснила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко, отметив, что в первую очередь речь идет о сельских жителях, больных хроническими заболеваниями и маломобильных гражданах.
В соответствии с поручением главы государства правительство России разработало и 15 мая внесло в Госдуму законопроект об использовании информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Однако, как отмечают эксперты Центра мониторинга НТР, документ прямо не упоминает возможность назначать лечение и проводить его корректировку с использованием телемедицины. Хотя законопроект и предусматривает возможность проведения консультаций, но он не устанавливает, может ли врач в процессе этих консультаций давать конкретные назначения. Строго говоря, речь в законопроекте идет только о мониторинге состояния здоровья пациента.
Кроме того, в проекте не прописано дистанционное взаимодействие врача со средними медицинским персоналом. Однако для стабильного функционирования фельдшерско-акушерских пунктов, для оказания оперативной помощи населению в селах и на труднодоступных территориях тем же фельдшерам крайне важно иметь возможность в любой момент связаться с врачом-специалистом и получить соответствующую консультацию.
На круглом столе «Цифровая трансформация здравоохранения», который состоялся в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России», эксперты Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития представили свой взгляд на правительственный законопроект о телемедицине. В мероприятии приняли участие представители Минздрава России, Фонда обязательного медицинского страхования, медицинских учреждений, фармацевтических и ИТ-компаний.
Выступая на круглом столе, эксперт Центра мониторинга НТР, заместитель директора Фонда развития интернет-инициатив по правовым вопросам Искендер Нурбеков напомнил, что ранее в Госдуму уже был внесен проект закона, разработанный при участии членов Центрального штаба ОНФ Кирилла Варламова и Леонида Левина. Данный документ учитывает существующие возможности телемедицинских технологий и позволяет пациенту реализовать право на получение медицинской помощи дистанционно.
«Суть проекта, разработанного при участии ОНФ, состоит в том, чтобы на законодательном уровне установить возможность оказания врачом именно дистанционной медицинской помощи пациенту, а не консультационных услуг. При этом Минздрав России, основываясь на экспертном мнении и результатах пилотных проектов, сможет четко устанавливать случаи и заболевания, при которых имеет смысл оказывать медицинскую помощь на расстоянии», – отметил Нурбеков.
В Центре мониторинга НТР подчеркнули, что эксперты предлагают рассматривать оба законопроекта одновременно, согласно действующему регламенту Государственной думы. Это даст возможность депутатам подготовить такой вариант закона, который будет учитывать как права пациентов, так и позицию регулирующих органов.