В Красноярске в рамках перехода к цифровой экономике студентов уже со следующего года начнут учить интернет-предпринимательству

Опубликовано: 12:04 / 01.12.2017
Консультационная встреча по вопросам организации обучения технологическому предпринимательству в рамках проекта «Реализуй себя в цифровом мире!», который реализует Центр мониторинга НТР, прошла 30 ноября в Красноярске. В этом мероприятии, прошедшем на территории Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, приняли участие представители входящих в состав СибГУ институтов во главе с проректором по научной и инновационной деятельности Юрием Логиновым, представители Красноярского государственного аграрного университета, городского бизнес-инкубатора Красноярска и красноярского детского технопарка «Кванториум». В качестве представителей других образовательных структур выступили и эксперты Центра мониторинга НТР: руководитель программы «МВА-Телеком» в бизнес-школе МИРБИС Евгений Соломатин и директор по развитию бизнеса компании «Юниверса» Николай Федоровских, рассказывавший об опыте внедрения цифровых курсов в Томском государственном университете.

Встреча в Красноярске стала вторым подобным мероприятием в серии консультационных встреч с представителями системы образования, инфраструктуры инновационной поддержки и профильных органов власти по вопросам организации обучения технологическому предпринимательству. По ее итогам были сформированы предложения по внедрению в образовательный процесс учебных курсов по организации и ведению технологического предпринимательства, вовлечению в него студенческого сообщества и обучению преподавателей. В частности, большой интерес к возможности ввести у себя адаптированный для слушателей 12–18 лет курс интернет-предпринимательства говорят представители детского технопарка «Кванториум». А в СибГУ имени М.Ф. Решетнева уже в будущем году в рамках основного учебного курса начнут читать спецкурс «Интернет-предпринимательство», для чего в феврале преподаватели университета отправятся в Москву – учиться новой дисциплине.
Вот как говорит об этом директор института социального инжиниринга СибГУ, доктор философских наук Светлана Пискорская: «Я считаю, что онлайн-лекторий «Реализуй себя в цифровом мире!» и введение в вузах курса «Интернет-предпринимательство» – это два тесно связанных между собой процесса, направленных на решение единой задачи. Поскольку вопросы цифровой экономики сейчас очень актуальны, мы не можем обойтись только популярными лекциями на эту тему – нам необходимо внедрение курса по интернет-предпринимательству в учебные планы для обучения по направлениям «менеджмент» и «экономика». Мы понимаем, что молодых надо учить цифровой экономике со студенческой скамьи, а для этого мы должны сейчас обучить преподавателей, чтобы они могли начать учить студентов уже с 1 сентября 2018 года. Я думаю, что все экономисты выберут этот спецкурс, и мы ожидаем, что как минимум 30 человек первокурсников придут на него ближайшей осенью, а в идеале, поскольку курс будет транслироваться с первого по четвертый год обучения, число обучающихся дойдет до тысячи – конечно, не в первый год. И, конечно, тем, кто будет брать этот спецкурс, мы непременно будем рекомендовать участвовать и в работе лектория «Реализуй себя в цифровом мире!», поскольку он серьезно расширяет представление молодых о цифровом мире. Это видно по реакции аудитории: мы уже второй раз принимаем на своей площадке этот проект, и как на первых, так и на сегодняшних лекция был аншлаг. А на следующих лекциях, в конце зимы, мы планируем еще большую по масштабам аудиторию!»

Красноярский край в числе первых начал исследования в сфере цифровой экономики применительно к уже существующим отраслям и внедрение новых технологий, и здесь хорошо понимают ценность цифровых знаний. «Проект «Реализуй себя в цифровом мире!» очень важен для молодежи, – говорит один из организаторов встречи, завкафедрой общественных связей СибГУ им. Решетнева Алексей Михайлов. – Мы видим, что студенты все больше внимания обращают на цифровой мир, цифровые возможности, которые в конечном счете направлены на личное благо каждого молодого человека и на благо всех окружающих. Кроме того, подобные лекции – еще один способ помочь нашей стране совершить цифровой рывок. И у нас есть желание организовать еще одну такую лекцию в начале февраля, а затем в апреле, причем, так сказать, точечным способом, чтобы под каждую тему подобрать подготовленную аудиторию».
О необходимости такого подбора говорит и эксперт Центра мониторинга НТР, доцент СибГУ им. М.Ф. Решетнева Елизавета Пистер: «Если говорить о продолжении лектория, то лучше планировать темы под аудиторию, а аудиторию – под темы. Например, сегодня затрагивалась тема смарт-агро, которая наверняка собрала бы очень большую аудиторию в аграрном университете, а если мы собираем программистов – то им можно свободно читать лекцию о блокчейне и майнинге. Думаю, лекторий действительно нужно дробить по темам и по аудиториям, читая подготовленным слушателям специально для них предназначенную лекцию».
Такой «точечный» подход может существенно расширить охват лектория, считает координатор проекта «Новое качество жизни в цифровой экономике» в Красноярске Александр Паценко: «Красноярск – первый город в стране, где лектории проекта «Реализуй себя в цифровом мире!» проходят уже во второй раз, и можно констатировать, что молодежь проявляет к нему высокий интерес. Причем не только те студенты, кто учится на технических специальностях, но и экономисты, и специалисты в сфере связей с общественностью, и многие другие. Молодые люди понимают, что цифровая экономика – это то, что определяет их будущее, и поэтому охотно приходят, внимательно слушают и буквально впитывают новые знания. Что касается будущего, то мы сегодня с коллегами говорили о том, что цикл этих лекций будет продолжаться, поскольку запрос на подобную форму получения знаний весьма высок. Настолько, что к нам приходят запросы из других вузов, которые готовы организовать такой лекторий на своих площадках. Сегодня же за неформальным круглым столом с представителями вузов было выработано общее мнение, что нужно вводить в вузах и преподавание курсов, связанных с цифровой экономикой, потому что есть тренд, и людям нужно рассказывать об экономике будущего и о том, к чему им надо готовиться. Студенты должны понимать, что сегодня они учатся специальностям, которые в обозримом будущем могут исчезнуть, и в такой ситуации выиграет тот, кто изначально будет готов трансформироваться под новые экономические вызовы».

«Красноярский край – активный участник проекта «Реализуй себя в цифровом мире!», отсюда он стартовал два месяца назад и сюда впервые возвращается, – комментирует руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко. – Это закономерно, если вспомнить, что этот регион рассматривается специалистами как передовая территория развития цифровых технологий и их применения в промышленном секторе экономики. Красноярский край – второй по площади регион России, здесь много отдаленных населенных пунктов, жителям которых никак не обойтись без цифровых технологий, поэтому здесь довольно рано сформировался существенный спрос на информацию о требованиях и возможностях цифровой экономики, об особенностях развития интернет-предпринимательства. Отмечу еще, что в Красноярске одними из первых сформулировали и запрос на цифровую подготовку специалистов не только технических, но и гуманитарных дисциплин. Мы не могли не откликнуться на такой запрос, и потому наши эксперты вернулись в Красноярск с новыми лекциями, которые позволят молодым красноярцам существенно расширить рамки своих представлений о цифровой экономике и тех возможностях, которые она им предоставляет. Причем это касается не только студентов, но и молодых предпринимателей, с которыми наши эксперты встретились в рамках форума красноярских выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, посвященного ее двадцатилетию».

Мероприятие прошло в рамках реализации социально значимого проекта, организованного с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Архив